КОНСУЛЬТАЦИЯ:
Игрушки в жизни ребенка
Возьми игрушки в руки -
Откроется она:
Игралочка, игралочка,
Чудесная страна.
Невозможно представить дошкольное детство без игры и игрушки. Здесь
формируются все стороны личности ребенка. Этим объясняются огромные
воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей
деятельностью дошкольника.
Игра — важное средство умственного воспитания ребенка. В ней умственная
активность детей всегда связана с работой воображения, которое проявляется и
развивается в поиске средств для выполнения задуманного. Интересные игры
создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетво-
ряют их потребность в активной деятельности.
Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребенок будет плохо
развиваться, станет вялым, если он будет лишен увлекательной игры.
Непременный спутник игры — игрушка. Какая же она — современная игрушка?
И какой она должна быть?
Серийная игрушка, с которой, к сожалению, имеет дело современный ребенок,
по сути является антиигрушкои: в ней содержится идея обладания, а не ра-
достного постижения мира; она формирует тенденцию вытеснения развивающей
игры и подлинного творчества. Внешняя привлекательность игрушки становится
важнее игрового применения, отсюда — новые формы, материалы,
несвойственные традиционной игрушке. Серийная игрушка противостоит
развивающей, той, которая способствует развитию творческого потенциала
ребенка и его личностному и нравственно-духовному росту, конструктивной,
многофункциональной (мяч, обруч, палка, шары, ленты на палочках, музыкальные
инструменты).
Игрушка для ребенка должна быть источником радости, мотивом для игры. Она
должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самосто-
ятельного творчества. Современные же игрушки не оставляют места для
домысливания сюжета. Ребенок, окруженный пластмассовыми Барби,
трансформерами, киборгами, представляет собой человека, заряженного энергия-
ми западного общества. Если же ребенок с детства окружен представителями
нечистой силы, то способность к вере, состраданию, сочувствию, милосердию
будет в нем атрофирована, вероятно, навсегда.
Игрушка способна породить чудовищ в душе маленького человека. С этим, к
сожалению, приходится сталкиваться все чаще не только психологам, но и
детским педиатрам, врачам. Работы у них становится все больше.
Вот один пример. На прием к психологу пришла бабушка 6-летней внучки.
Девочка плохо спит, вскакивает ночью, часто плачет, боится входить в темную
комнату. Выяснилось, что мама купила дочери игрушку — чертика с рогами и
хвостом, вполне, как теперь модно выражаться, «прикольного» монстра. Поначалу
девочка обрадовалась, играла с ним. Но потом начались невротические проявления,
а сама девочка жаловалась бабушке, что «чертик на нее смотрит», и становилась
все беспокойнее. Мудрая бабушка вместе с внучкой взяли игрушку и на прогулке в
парке, соорудив подобие костра, сожгли монстра, а остатки закопали под деревом.
Девочка успокоилась, невротические проявления исчезли.
Однако история не закончилась, поскольку мама, узнав о происшедшем,
обвинила бабушку в мракобесии и отстранила от воспитания дочери. Никакие до-
воды на маму не подействовали, налицо семейный конфликт. Бабушка в слезах
обратилась к психологу за помощью: как доходчиво объяснить неверующей «со-
временной» маме, какой духовной опасности она подвергает своего ребенка?
Игрушка полезная ставит перед собой благородную воспитательную задачу—
учить добру и красоте, мудрости и состраданию. Поэтому в дошкольном возрасте
лучше не покупать куклу Барби. Ведь Барби — модель женщины. Ее можно
одевать, раздевать, приобретать все новые вещи для нее. Через Барби
транслируется потребительский образ жизни — бесконечные наряды, развлечения.
По отношению к этой кукле девочка почувствует себя скорее горничной,
прислугой, а не мамой, няней. Это не то маленькое существо, которое хочется
нянчить, кормить, укладывать спать, лечить, т.е. ощущать себя хоть на ступеньку
выше, взрослей. Кукла в этом возрасте должна акцентировать внимание ребенка
не на «красоте», а в первую очередь на чувствах заботы.
Но не все так плохо. У нас есть хорошие, мудрые игрушки. Они
изготавливаются вручную на дому или на маленьких фабриках. В магазинах можно
найти персонажей любимой телевизионной программы «Спокойной ночи,
малыши»: Филю, Хрюшу, Степашку и Каркушу. Они учат добру, справедливости.
Учат не обманывать, не предавать и многому другому. И все это рассказывается в
понятной для детей форме. Эти персонажи излучают
добро и любовь к каждому из зрителей, а те тоже отвечают любовью.
Для детей постарше можно купить наборы для постройки кораблей, самолетов,
лодок. Для девочек продаются красивые наборы для вышивания и пошива платьев
своим любимым куклам, а для мальчиков — столярные, слесарные инструменты.
Они учат детей самостоятельности, трудолюбию, заботе о ближних.
Различные материалы представляют самый дешевый и самый благородный
игровой элемент. «Если ребенок умеет играть с такими игрушками, это значит, что
у него уже есть высокая культура игры и зарождается высокая культура
деятельности» (А. Макаренко).
А еще есть игрушки, которые не надо покупать. Достаточно прогуляться по
парку и набрать желудей, палочек, шишек, камушков, проверить мамины запасы
кусочков ткани, лент и сделать игрушку из всего этого подручного материала.
Здесь огромное поле для фантазии и игры.
«Накорми птенца» — здесь потребуется только обрезанная и раскрашенная под
«птенца» пластиковая бутылка и набор разноцветных крошек. Эта незамысловатая
игра развивает внимание, ловкость, глазомер, а также мелкую моторику рук.
Липкий мячик — нужны лишь пара кухонных варежек-прихваток с пришитой
на них «липучкой» и поролоновый мячик. Дети будут с удовольствием играть в
такой «теннис», развивая координацию движений, дальность броска, глазомер и ловкость.
Вот несколько советов взрослым, которые собираются преподнести новую
игрушку ребенку.
1. Помните, что каждая игрушка рассчитана на определенный возраст. Если
ребенка 2—3 лет вполне удовлетворит машинка с нарисованными на ней частями,
то ребенку 6—7 лет играть с такой машинкой будет не интересно.
2. Чем младше ребенок, тем крупнее должен быть материал для строительных
игр. В возрасте 6—7 лет крупный строительный материал обязательно надо
дополнить мелким.
3. Прежде чем покупать игрушку, подумайте, какую пользу она может принести.
У подвижного ребенка должны быть спортивные мячи, скакалки, но ему также
необходимы игрушки, воспитывающие усидчивость, сосредоточенность (мозаика,
пазлы, конструкторы).
4. Приобретая игрушки, учитывайте склонности детей, но не всегда
руководствуйтесь только их интересами. Предлагая ребенку разные игрушки, мы
пробуждаем у него разнообразные интересы.
5. Помните: нет игрушки только для мальчиков или только для девочек.
Мальчики должны уметь играть с куклами, а девочки — с машинами.